Лю Цысинь: увидеть красоту в уравнениях

Я до сих пор живо помню волнение, которое испытывал, в детстве читая новости о первой высадке человека на Луну. Теперь, когда я по телевизору вижу запуски космических кораблей "Шэньчжоу" и наблюдаю китайских астронавтов, выполняющих космические миссии, меня порою охватывает нереальное чувство - всё это действительно происходит?

В последние годы китайская индустрия научной фантастики пережила бурный расцвет и привлекла к себе много внимания. Это было бы невозможно без общего прогресса общества, включая достижения в аэрокосмической промышленности и широкое применение интернет-технологий. Мы находимся в процессе быстрого модернизации, индустриализации и цифровизации, которые рождают новые возможности и надежды, но так же создают давление и вызовы. Мы восхищаемся чудесами науки и ожидаем, что технологии принесут лучшую жизнь человечеству. Все это создает благоприятную почву для развития научной фантастики.

Наука, источник силы для научной фантастики

Научная фантастика - это результат современной научно-технической революции. В начале XIX века научно-технический прогресс дал толчок промышленной революции и подстегнул человеческое воображение и желание построить новое будущее. Так появилась научно-фантастическая литература.

Когда в первой половине XX века человечество переходило от эпохи паровых машин к эпохе электроэнергии, прогресс науки и техники снова продемонстрировал способность изменить мир. Революция в физике, представленная теорией относительности и квантовой механикой, открыли людям совершенно новые горизонты. Восхищение людей силой науки и стремление к будущему достигло своего пика, что привело к буму в области научной фантастики.

Фантастика, опираясь на науку, создает научно-фантастическую вселенную, отличную от реального мира. Несмотря на то, что авторы научной фантастики представляют себе будущие миры, их целью не является их предсказание. Неважно, сбудутся ли предсказания из научно-фантастической книги в будущем, это не определяет качество данной книги. Многие авторы научной фантастики, включая меня, намеренно выбирают для своих книг такие возможности, которые скорее всего никогда не реализуются, но так мы можем показать вещи с новой точки зрения, позволяя людям почувствовать красоту науки.

После 200 лет развития бесчисленные произведения научной фантастики уже рисовали такие разнообразные картины возможного будущего, что иногда возникают сомнения, а сможет ли научная фантастика предложить нам что-то новое? На мой взгляд, креативность научной фантастики бесконечна. Даже традиционные темы могут быть оживлены, в зависимости от того, как вы их изображаете.

Например, классический научно-фантастическая рассказ "Прогулка на солнце" описывающий единственного выжившего после страшной крушения на Луне, который должен непрерывно двигаться вслед за Солнцем, потому что ключ к его выживанию - солнечная панель, напоминающая крыло. Это простой повествовательный сюжет с классической темой посадки на Луну, но он удивительно хорошо написан.

На мой взгляд, с развитием аэрокосмических технологий Китая было бы интересно использовать подход "микрореализма", чтобы описать, как инженерная команда строит космическую электростанцию и лунную базу.

Кроме того, с развитием науки будут появляться новые области, предлагая новые темы для создания научной фантастики. Высокоразвитые современные научные области, такие как физика, космология и молекулярная биология, показывают нам более волшебную, широкую и непредсказуемую Вселенную, содержащуе богатые ресурсы для создания научной фантастики. Однако, современная физика и математика очень сложны, так что их трудно понять неспециалисту. Как полностью использовать эти новые возможности - это большой вызов для авторов научной фантастики, а также надежда на дальнейшее развитие жанра.

Научная фантастика всегда должна представлять свежие, оригинальные и удивительные концепции, чтобы привлечь читателей. Для достижения этой цели авторы научной фантастики должны всегда сохранять молодой ум, поддерживая свое воображение в соответствии с временем.

Освободить красоту из научных уравнений

Развитие человеческого воображения - это важная миссия научной фантастики. Известный фильм "Гравитация", это чистая научно-фантастическая лента, показывает нам, что для создания научной фантастики самое важное для авторов - поэтическое отношение к Вселенной. Хорошие произведения научной фантастики представляют нам каплю воды с точки зрения огромного океана, выводя людей из их ограниченного мира и давая взгляд но то, что происходит за границами повседневности.

Наука является источником силы для научной фантастики, но красота науки часто ограничена научными уравнениями. Обычным людям приходится приложить огромные усилия, чтобы увидеть ее великолепие. Научная фантастика служит мостом к красоте науки, освобождая эту красоту от уравнений и показывая её читателю.

Теория большого взрыва современной космологии впечатляюща и вдохновляюща. Долгий путь эволюции жизни дарит нам неожиданные романтичные повороты. Поэтическое представление о пространстве-времени в общей теории относительности, волшебный микроми в квантовой физике... Мировоззрение, раскрываемое наукой, далеко выходит за рамки нашего воображения. Как писателям передать эту красоту?

"Макродетали" - это методика, присущая только литературе научной фантастики. Хотя в каждом повествовании нужны детали, обработка деталей эволюционировала в научной фантастике. Я могу представить себе короткую историю, которую я назову "Салют Сингулярности", в которой описывается группа супер-сознаний, для которых Большой Взрыв - это не более чем фейерверк. В работе используется несколько слов, чтобы описать разговоры и чувства между двумя сущностями до и после салюта, но она охватывает историю вселенной с момента Большого Взрыва в пространстве-времени, раскрывая видение сверхкосмоса за пределами нашей Вселенной. На мой взгляд, такие "макродетали" наилучшим образом воплощают преимущества научной фантастики.

С тех пор, как я занимаюсь созданием фантастики, я постоянно ищу источники сюжета в научных и технологических достижениях, стремясь выразить непосредственную и осязаемую связь между маленькой человеческой жизнью и великой Вселенной на основе научных принципов. В начале Вселенная была меньше атома, и все было единым целым. Это определяет естественную связь между крошечными частями Вселенной и ее великой целостностью. Даже несмотря на то, что Вселенная расширилась до сегодняшнего масштаба, я верю, что эта связь все равно существует, и эволюция и изменения Вселенной тесно связаны с жизнями и судьбами каждого человека. Когда я создаю истории, я всегда стремлюсь представить несколько сценариев связи между людьми и Вселенной и превратить это в увлекательное и возвышенное повествование.

Конечно, научная фантастика не всегда изображает будущее; она также охватывает настоящее. Возьмем, к примеру, мой роман "Задача трёх тел". Первая часть описывает вымышленное прошлое с сильным привкусом реальности, чтобы разбудить воображение читателей. Вторая часть - это долгое путешествие от реальности к воображению. Третья часть - это чистый научно-фантастический роман с исключительно "фантастическим" настроем. Начиная с реальности и переходя к отдаленному и неземному миру - это типичная структура традиционной научной фантастики, а также режим повествования, к которому привыкли китайские читатели научной фантастики, от повседневности к будущему.

Использовать шанс для инновационного развития

Научно-фантастические фильмы имели большое воздействие на меня. Способ, которым я рассказываю истории и создаю визуальные образы подверглись воздействию научно-фантастических фильмов. Изображения имеют большую силу, и многие воображаемые концепции в научной фантастике можно изобразить только с помощью визуальных средств. В этом отношении фильмы имеют существенное преимущество перед печатным словом.

Однако из-за низких издательских расходов и относительно постоянной аудитории писатели имеют больше пространства для творчества и могут исследовать более инновационные идеи и методы повествования. Производство научно-фантастических фильмов намного дороже, так как им нужно бороться за внимание более широкой и разнообразной аудитории. Фильмы должны учитывать способность аудитории принять инновационные формы и новое содержание и находить баланс между творческим поиском и традицией.

В последние годы как литература научной фантастики, так и фильмы успешно используют свои преимущества. Адаптация некоторых научно-фантастических романов на экране привлекла в научную фантастику большую аудиторию, способствуя росту индустрии научной фантастики. Для дальнейшего развития фантастической литературы сегодня необходимы усилия по расширению круга китайских писателей научной фантастики, чтобы появились новые таланты и произведения. Развитие научно-фантастических фильмов и телесериалов требует увеличения резерва талантов и опыта, предоставляя больше возможностей новому поколению сценаристов, режиссеров и продюсеров для участия в творчестве. Кроме того, важно усилить международное сотрудничество и накопить более зрелый опыт производства.

Содействие развитию научной фантастики ставит перед литературной теорией и обзорами новые требования. Например, техника "макродеталей" и другие методы создания научной фантастики требуют срочной теоретической доработки для формирования сознательной методики выразительности. Критика научной фантастики также должна идти в ногу со временем, избегая ограничений устаревшего взгляда на новые произведения и явления. Инновационные теории и острые, живые комментарии, безусловно, могут способствовать развитию создания научной фантастики.

Произведения научной фантастики способствуют развитию научного воображения молодых людей, стимулируя их творчество и инновационные способности. Научное образование может быть правильно введено в школьное образование путем добавления содержания научной фантастики в учебники или выращивания интереса детей через онлайн-создание научной фантастики. Считается, что значительное количество молодых читателей и зрителей будут наслаждаться научной фантастикой, что позволит начать сознательное исследование научной фантастики и науки.

Китайская научная фантастика продемонстрировала большой потенциал и имеет большие перспективы. Мы должны воспользоваться этой возможностью, чтобы сделать индустрию более сильной.

Подготовлено по материалам сайта prnewswire.com

Текст является компиляцией интервью Лю Цисиня, подготовленной Донг Янгом по материалам китайской прессы.

Еще по теме «Фантастика 2023»

Фильм, который следует выбрать только если у вас на самом-то деле нет выбора и всё остальное из доступного или уже отсмотрено или априори вам не интересно. Или если вы обязаны посмотреть это кино, наблюдая за тем, что происходит с фантастикой на киноэкране, как мы.
Фильм хороший, но это совершенно не фантастика, хотя инопланетяне тут есть и даже более того — в фильме есть глобальное инопланетное нашествие на Землю. И тем не менее, этот фильм ближе к «Кабинету доктора Калигари» или «Острову проклятых», хотя и не станет таким же известным.
Есть такие фильмы, которые не поймёшь не только с первого раза, но и со второго, а может даже с третьего — про них публикуют статьи, типа «Полное объяснение» с диаграммами и логическими цепочками. Например, «Довод» или «Лупер». «Ограбления из будущего» фильм того же ряда.