Смерть по правилам: «Игра в кальмара», «Алиса в Пограничье» и другие жестокие приключения

Идее о том, что вся наша жизнь - игра по правилам, которые мы не всегда понимаем очень не нова. Ещё Уильям наш Шекспир писал об этом вполне убедительно. Он, правда, говорил о театре, но да это не так важно.

О том, как герои фантастических произведений становятся участниками жестоких игр и бесчеловечных экспериментов мы решили рассказать благодаря ставшему нынче популярным сериалу "Игра в кальмара". Это не первое произведение, поднявшее данную тему, так что к обзору сериала мы решили добавить упоминание аналогичных фильмов и сериалов, чтобы вы могли сравнить и выбрать - что посмотреть, если вам понравилась "Игра".

"Игра в кальмара", 2021 г.

Перед последней схваткой Игра в Кальмара, кадр из фильма
Перед последней схваткой, "Игра в Кальмара", кадр из фильма

Отнести этот южнокорейский сериал к фантастике не получится даже с самой отчаянной натяжкой - нет в нем ничего, похожего на фантастическое допущение. Ну, можно, конечно, сказать, что строительство огромного подземного комплекса, вывезти туда несколько сотен человек, да еще обеспечить охрану всему этому предприятию, причем выполнить это в тайне - почти невозможное предприятие. Но на фантастику всё равно этих вольных допущений авторов - не хватает.

И всё-таки мы решили добавить этот сериал в нашу подборку, поскольку очень уж он ловко помещается в целое направление социальной фантастики, использующей игры с жестокими правилами как метафору нашего мира.

А "Игра в кальмара" неоднократно подчеркивает то, что она рассказывает не просто о смертельно опасной игре, манипулирующей игроками при помощи жадности, а именно о современном капиталистическом обществе.

Но всё-таки сперва давайте о сюжете.

Главный герой - образцово-показательный неудачник: разведен, безработен, живет за счет матери, у которой ворует деньги, чтобы проигрывать их на ставках. А еще у него долги.

Герой в начале истории Игра в Кальмара, кадр из фильма
Герой в начале истории, "Игра в Кальмара", кадр из фильма

И тут его приглашают в игру, где он может заработать очень большие деньги. Вот прямо очень-преочень. И поскольку единственный человек - его мать - оказывается в больнице, а его дочь вот-вот должна уехать со своим новым отцом в Америку, он соглашается принять участие в гонке за приз.

Тут начинается небывальщина: таинственные автомобили на трассах, усыпляющий газ свистит через форсунки, люди в масках и с автоматами охраняют игроков и заставляют их следовать правилам.

Первая игра называется "Красный и зеленый", у нас в детстве это называлось "море волнуется раз…" и суть ровно та же: пока можно - беги, когда надо - замри. Но в детских играх за нарушение удаляли из игры, а тут - удаляют из жизни. Датчики движения, автоматы на турелях, "ой, я случайно" не срабатывает, потому что за игрой следит бездушная кукла с телекамерами вместо глаз.

Кукла, ведущая игру, "Игра в Кальмара", кадр из фильма
Кукла, ведущая игру, "Игра в Кальмара", кадр из фильма

И после этой игры, в которой "выбыла" половина игроков, сериал преподносит нам первый сюрприз: оказывается, из игры можно выйти. Достаточно, чтобы за прекращение этого кровавого кошмара проголосовала половина участников и на этом всё - игра закончится.

Этот эпизод, как мне кажется, создатели специально вставили, чтобы посмеяться над демократией, точнее над тем, как жадность и слепая надежда на то, что мне повезет и я возьму приз, заставляет людей выбирать худшее для себя решение. Ну и то, что при определенных обстоятельствах в демократической процедуре решает на самом деле не большинство, а всего один голос - тоже весьма заметный момент. И еще в этой сцене произносится весьма важная фраза - о том, что снаружи то же самое: гонка за деньгами, в которой проигравший неминуемо погибает.

Идилия Игра в Кальмара, кадр из фильма
Идиллия, "Игра в Кальмара", кадр из фильма

Эта мысль, о том, что в игру людей загнала опасность потерять всё и даже свою жизнь, вообще проходит через весь фильм. Поэтому спрятаться от ощущения того, что "Ира в кальмара" - это развернутая на несколько серий метафора социальной конкуренции, практически невозможно.

Удачно ли авторы смогли показать суть современного капиталистического общества? В целом да. Последняя серия, конечно, выглядит несколько ненатуральной. Не получается её оправдать даже разницей восточного и западного менталитета. Но всё-таки я не склонен ставить эту натянутость финала в упрёк авторам - они очень хотели дать зрителю хотя бы слабую надежду на то, что милосердие способно победить. Другие ради пущего драматического эффекта даже не пытаются это сделать, вбивая кол в сердце гуманизма ради получения большего зрительского внимания, а в конечном итоге - ради заветного денежного приза. Совсем как в игре в кальмара.

Герой в финале истории Игра в Кальмара, кадр из фильма
Герой в финале истории, "Игра в Кальмара", кадр из фильма

Смотреть сериал "Игра в кальмара"

"Алиса в Пограничье", 2020 г.

Японский сериал, который в отличии от "Игры в кальмара" - вполне себе фантастика, но это не делает его лучше. Да, оператор в "Алисе" более мастеровитый, отличный монтаж, но - больше сказки.

Если "Игра в кальмара" явно и недвусмысленно показывает, что она будет говорить с нами о проблемах современных людей, пользуясь при этом несколько фантастической ситуацией, то "Алиса в Пограничье" сосредоточена на героях и ни на чём больше.

Герои, Алиса в Пограничье, кадр из фильма
Герои, "Алиса в Пограничье", кадр из фильма

Немного о сюжете: три токийских молодых лоботряса каким-то неведомым способом оказываются в "потустороннем" Токио. Это тот же город, только в нем нет людей. Вообще нет. И тут не работает никакая электроника. И время тут движется не так, как в нашем мире.

А еще тут проходят игры. Каждую ночь в нескольких локациях проходят жестокие кровавые состязания - в одних игрокам надо бороться друг с другом, в других с обстоятельствами, в третьих преодолевать препятствия, а еще есть логические головоломки. Самые трудные игры - в тех, которые требуют играть человеческими эмоциями и предавать.

Победа в игре дает право оставаться живым еще несколько дней - продолжительность зависит от сложности игры, в которой ты победил. А если ты замешкаешься и не примешь участия в игре вовремя, то - лазер с неба пробьет тебе макушку. Спрятаться невозможно. Нарушить правила невозможно. Уговорить подождать невозможно - просто некого, потому что организаторы игры представлены только звуковыми и текстовыми сообщениями и мы не узнаем о них ничего почти до самого конца сезона.

Один из противников, Алиса в Пограничье, кадр из фильма
Один из противников, "Алиса в Пограничье", кадр из фильма

При том, что в сериале полно динамичных сцен, в которых показаны игры, всё-таки главная его проблема - отсутствие динамики. Потому что тугой бодрый экшен перемежается флешбеками, долгими разговорами, отношениями и страданиями героев. И сделано это как-то неумело, нет промежуточных состояний: экшен - скука - скука - скука - экшен - скука - скука - скука. При этом авторы постарались удивить нас и неожиданными твистами и драматичными сценами и логическими головоломками.

Правда об этом мире, Алиса в Пограничье, кадр из фильма
Правда об этом мире, "Алиса в Пограничье", кадр из фильма

Первый сезон для сериала явно не будет последним - в финале мы как раз выходим на новый уровень. Буквально. К тому же подходим вплотную к загадке того, кто всё это устроил - инопланетяне, таинственная корпорация или Бог.

"Платформа", 2019 г.

Платформа 2019
Платформа 2019

Малобюджетный испанский фильм, который так же, как и "Игра в кальмара" фантастикой можно считать весьма условно. Но точно так же, как и корейский сериал, "Платформа" показывает нам взгляд на человеческое общество.

Главный герой фильма решает принять участие в социальном эксперименте - стать одним из обитателей многоэтажной башни, в которой все камеры соединены шахтой. В шахту раз в сутки опускается платформа с едой. Еды в теории должны хватать на всех. Более того, на ней найдется любимое блюдо каждого обитателя. Но верхние ярусы жрут от пуза, поэтому нижние этажи живут впроголодь. И поэтому на нижних ярусах можно встретить каннибализм, там люди кончают с собой не выдержав мучений, там царят насилие и самое мрачное отчаяние.

Временами обитатели меняются местами по совершенно случайному принципу. И те, кто страдал от голода в глубине этого инферно попадают на самые сытные верхние ярусы. Но, увы, это не делает их более внимательными к окружающим.

И вот после нескольких месяцев наблюдения за этим кошмаром, главный герой, уже успевший избежать опасности сам стать едой и понявший много о мире, который борется с голодом вокруг дыры с перемещающейся в ней платформой, решает со своим обретенным здесь другом установить свой порядок. Совершить, по сути, революцию. То есть установить справедливость - насильственными, конечно, методами.

Фильм довольно мрачный. Но если говорить о произведениях в которых игровые эксперименты становятся метафорами нашего общества, пожалуй, это самое яркий, но вместе с тем и самый спорный представитель данного направления.

"Куб", 1997 г.

Куб 1997 г.
Куб 1997 г.

Самый, пожалуй, известный фильм из нашего обзора. Своего рода классика: несколько человек неизвестным образом оказываются внутри Куба, разбитого на небольшие ячейки. Ячейки время от времени перемещаются. Между ними есть проходы. Необдуманно перемещаться между ячейками тоже смертельно опасно: неосторожное решение может привести к смерти. На то, чтобы понять, что каждый из собранных в Кубе людей попал сюда по какой-то причине и его знания и способности могу послужить спасению, на то, чтобы вычислить наконец-то алгоритм, ведущий к спасению, на то, чтобы реализовать этот алгоритм на практике - уходит слишком много времени и в живых в финале останется только один из участников этого жестокого эксперимента.

"Королевская битва", 2000 г.

Королевская битва 2000 г.
Королевская битва 2000 г.

Фильм, заложивший основы одноименного жанра: много игроков, ограниченная зона действий, каждый за себя и выживет только один. Еще одна особенность "Королевской битвы" в том, что игроки стали участниками происходящего в наказание. В фильме этого понять почти невозможно, поэтому выглядит странно, что неплохие, в общем-то, школьники оказались приговорены по сути к смерти, но в книге, послужившей основой для фильма чётка видно, что действие происходит в стране явно тоталитарной, по сути, фашистской, истребляющей всё, что недостаточно идеально для этого режима. Ну и кроме того, Королевская битва является не просто наказанием, но методом запугивания граждан, средством государственного террора. Но это, как уже было сказано, отчетливо видно только в книге.

Что до фильма, то это жестокий, местами сверхжестокий боевик, в котором школьники всеми допустимыми и недопустимыми способами уничтожают друг друга, теряя постепенно человеческий облик и в результате единственная выжившая девочка выглядит самым страшным чудовищем из всех, кого мы видели на экране.

Отчаяние, насилие, предательства, суициды - всё, что можно представить как детали этого кровавого паззла, будет вам показано с максимальной подробностью.

У "Королевской битвы", как и у "Куба" есть продолжение, но его не надо смотреть, точно как и продолжение "Куба", оба сиквела не смогли развить идеи, заложенные создателями оригинальных лент, а только повторили их более-менее удачно.

"Десятая жертва", 1965 г.

Десятая жертва 1965 г.
Десятая жертва 1965 г.

Самый ранний из фильмов нашего сегодняшнего обзора. Снятый в 1965 году по рассказу Роберта Шекли он стал классикой социальной кинофантастики.

Сюжет таков: чтобы дать обитателям счастливого будущего возможность реализовать свои темные атавистические инстинкты, правительство разрешает игру, в которой ты попеременно становишься то жертвой, то охотником. Жертва должна суметь вычислить своего охотника и суметь спастись, охотник должен вычислить свою жертву и убить её. Поскольку игра идет прямо среди повседневной жизни обычных граждан, случайные и ошибочные убийства строго караются.

Герой фильма вплотную к победе - к убийству десятой, финальной жертвы. Это последняя его охота, которая принесет ему славу. Но, как вы сами понимаете, всё будет складываться довольно проблематично.

В фильме играет Марчело Мастрояни, фильм вобрал в себя все находки визуального футуризма шестидесятых, так что для киноэстетов просмотр строго обязателен. Кстати, для тех, кто хочет разбираться в классической кинофантастике и иметь право ругать сегодняшних киноделов - тоже.

"Бегущий человек", 1987 г.

Бегущий человек 1987 г.
Бегущий человек 1987 г.

Фильм, еще в 1987 предугадавший многие тенденции. Ну и к тому же там играет Арнольд Шварценеггер. Ну и вообще, это типичная для 80-х фантастическая лента, в которой собрались все достоинства и все недостатки той киноэпохи.

Главный герой поневоле становится героем реалити-шоу, в которой приговоренные к смерти преступники сражаются за свою жизнь, пытаясь выиграть помилование. Рейтинги отдельных участников тоже имеют значение, поэтому надо думать и о них. Но если играть по правилам, то шансов на победу нет, особенно, если продюсеры игры заранее решили твою судьбу. Значит надо плюнуть на правила, что герой и делает.

Сегодня фильм выглядит несколько даже примитивным, но, учитывая, что "Голодные игры" и "Бегущий в лабиринте" снимались под его влиянием, есть повод отнестись к этой работе с уважением.

Ну и другие

"Бегущего в лабиринте" и те же "Голодные игры" мы помянули, хотя разбирать их не очень-то интересно: слишком поверхностно, слишком натянуто, слишком пафосно, чтобы всерьез относиться к этим лентам как к чему-то значительно. Но может быть мы упустили из виду что-то, что могло бы дополнить наш обзор. Напишите нам на страничке во ВКонтакте о том, что можно было бы дополнить в нашем обзоре. Если вы сможете предложить что-то достаточно интересное, то мы даже дадим на вас ссылку в этой статье. Ну, если вы хотите, конечно.

Еще по теме «Интересная Фантастика»

Хорошая фантастика, это не о далёких временах, это о нас - здесь и сейчас, о наших проблемах, страхах и надеждах. Нынешний фильм - хорошая фантастика, хотя в нём и действуют инопланетные пришельцы.
Конечно, мы в подробностях рассмотрели трейлер четвертой части Матрицы и постарались понять - что расскажет нам новый фильм легендарной франшизы
Семейная комедия оказывается не так легковесна, если знать те вопросы, которыми всерьез заняты современные ученые