Смерть по правилам: «Игра в кальмара», «Алиса в Пограничье» и другие жестокие приключения

Идее о том, что вся наша жизнь - игра по правилам, которые мы не всегда понимаем очень не нова. Ещё Уильям наш Шекспир писал об этом вполне убедительно. Он, правда, говорил о театре, но да это не так важно.

О том, как герои фантастических произведений становятся участниками жестоких игр и бесчеловечных экспериментов мы решили рассказать благодаря ставшему нынче популярным сериалу "Игра в кальмара". Это не первое произведение, поднявшее данную тему, так что к обзору сериала мы решили добавить упоминание аналогичных фильмов и сериалов, чтобы вы могли сравнить и выбрать - что посмотреть, если вам понравилась "Игра".

"Игра в кальмара", 2021 г.

Перед последней схваткой Игра в Кальмара, кадр из фильма
Перед последней схваткой, "Игра в Кальмара", кадр из фильма

Отнести этот южнокорейский сериал к фантастике не получится даже с самой отчаянной натяжкой - нет в нем ничего, похожего на фантастическое допущение. Ну, можно, конечно, сказать, что строительство огромного подземного комплекса, вывезти туда несколько сотен человек, да еще обеспечить охрану всему этому предприятию, причем выполнить это в тайне - почти невозможное предприятие. Но на фантастику всё равно этих вольных допущений авторов - не хватает.

И всё-таки мы решили добавить этот сериал в нашу подборку, поскольку очень уж он ловко помещается в целое направление социальной фантастики, использующей игры с жестокими правилами как метафору нашего мира.

А "Игра в кальмара" неоднократно подчеркивает то, что она рассказывает не просто о смертельно опасной игре, манипулирующей игроками при помощи жадности, а именно о современном капиталистическом обществе.

Но всё-таки сперва давайте о сюжете.

Главный герой - образцово-показательный неудачник: разведен, безработен, живет за счет матери, у которой ворует деньги, чтобы проигрывать их на ставках. А еще у него долги.

Герой в начале истории Игра в Кальмара, кадр из фильма
Герой в начале истории, "Игра в Кальмара", кадр из фильма

И тут его приглашают в игру, где он может заработать очень большие деньги. Вот прямо очень-преочень. И поскольку единственный человек - его мать - оказывается в больнице, а его дочь вот-вот должна уехать со своим новым отцом в Америку, он соглашается принять участие в гонке за приз.

Тут начинается небывальщина: таинственные автомобили на трассах, усыпляющий газ свистит через форсунки, люди в масках и с автоматами охраняют игроков и заставляют их следовать правилам.

Первая игра называется "Красный и зеленый", у нас в детстве это называлось "море волнуется раз…" и суть ровно та же: пока можно - беги, когда надо - замри. Но в детских играх за нарушение удаляли из игры, а тут - удаляют из жизни. Датчики движения, автоматы на турелях, "ой, я случайно" не срабатывает, потому что за игрой следит бездушная кукла с телекамерами вместо глаз.

Кукла, ведущая игру, "Игра в Кальмара", кадр из фильма
Кукла, ведущая игру, "Игра в Кальмара", кадр из фильма

И после этой игры, в которой "выбыла" половина игроков, сериал преподносит нам первый сюрприз: оказывается, из игры можно выйти. Достаточно, чтобы за прекращение этого кровавого кошмара проголосовала половина участников и на этом всё - игра закончится.

Этот эпизод, как мне кажется, создатели специально вставили, чтобы посмеяться над демократией, точнее над тем, как жадность и слепая надежда на то, что мне повезет и я возьму приз, заставляет людей выбирать худшее для себя решение. Ну и то, что при определенных обстоятельствах в демократической процедуре решает на самом деле не большинство, а всего один голос - тоже весьма заметный момент. И еще в этой сцене произносится весьма важная фраза - о том, что снаружи то же самое: гонка за деньгами, в которой проигравший неминуемо погибает.

Идилия Игра в Кальмара, кадр из фильма
Идиллия, "Игра в Кальмара", кадр из фильма

Эта мысль, о том, что в игру людей загнала опасность потерять всё и даже свою жизнь, вообще проходит через весь фильм. Поэтому спрятаться от ощущения того, что "Ира в кальмара" - это развернутая на несколько серий метафора социальной конкуренции, практически невозможно.

Удачно ли авторы смогли показать суть современного капиталистического общества? В целом да. Последняя серия, конечно, выглядит несколько ненатуральной. Не получается её оправдать даже разницей восточного и западного менталитета. Но всё-таки я не склонен ставить эту натянутость финала в упрёк авторам - они очень хотели дать зрителю хотя бы слабую надежду на то, что милосердие способно победить. Другие ради пущего драматического эффекта даже не пытаются это сделать, вбивая кол в сердце гуманизма ради получения большего зрительского внимания, а в конечном итоге - ради заветного денежного приза. Совсем как в игре в кальмара.

Герой в финале истории Игра в Кальмара, кадр из фильма
Герой в финале истории, "Игра в Кальмара", кадр из фильма

Смотреть сериал "Игра в кальмара"

"Алиса в Пограничье", 2020 г.

Японский сериал, который в отличии от "Игры в кальмара" - вполне себе фантастика, но это не делает его лучше. Да, оператор в "Алисе" более мастеровитый, отличный монтаж, но - больше сказки.

Если "Игра в кальмара" явно и недвусмысленно показывает, что она будет говорить с нами о проблемах современных людей, пользуясь при этом несколько фантастической ситуацией, то "Алиса в Пограничье" сосредоточена на героях и ни на чём больше.

Герои, Алиса в Пограничье, кадр из фильма
Герои, "Алиса в Пограничье", кадр из фильма

Немного о сюжете: три токийских молодых лоботряса каким-то неведомым способом оказываются в "потустороннем" Токио. Это тот же город, только в нем нет людей. Вообще нет. И тут не работает никакая электроника. И время тут движется не так, как в нашем мире.

А еще тут проходят игры. Каждую ночь в нескольких локациях проходят жестокие кровавые состязания - в одних игрокам надо бороться друг с другом, в других с обстоятельствами, в третьих преодолевать препятствия, а еще есть логические головоломки. Самые трудные игры - в тех, которые требуют играть человеческими эмоциями и предавать.

Победа в игре дает право оставаться живым еще несколько дней - продолжительность зависит от сложности игры, в которой ты победил. А если ты замешкаешься и не примешь участия в игре вовремя, то - лазер с неба пробьет тебе макушку. Спрятаться невозможно. Нарушить правила невозможно. Уговорить подождать невозможно - просто некого, потому что организаторы игры представлены только звуковыми и текстовыми сообщениями и мы не узнаем о них ничего почти до самого конца сезона.

Один из противников, Алиса в Пограничье, кадр из фильма
Один из противников, "Алиса в Пограничье", кадр из фильма

При том, что в сериале полно динамичных сцен, в которых показаны игры, всё-таки главная его проблема - отсутствие динамики. Потому что тугой бодрый экшен перемежается флешбеками, долгими разговорами, отношениями и страданиями героев. И сделано это как-то неумело, нет промежуточных состояний: экшен - скука - скука - скука - экшен - скука - скука - скука. При этом авторы постарались удивить нас и неожиданными твистами и драматичными сценами и логическими головоломками.

Правда об этом мире, Алиса в Пограничье, кадр из фильма
Правда об этом мире, "Алиса в Пограничье", кадр из фильма

Первый сезон для сериала явно не будет последним - в финале мы как раз выходим на новый уровень. Буквально. К тому же подходим вплотную к загадке того, кто всё это устроил - инопланетяне, таинственная корпорация или Бог.

"Платформа", 2019 г.

Платформа 2019
Платформа 2019

Малобюджетный испанский фильм, который так же, как и "Игра в кальмара" фантастикой можно считать весьма условно. Но точно так же, как и корейский сериал, "Платформа" показывает нам взгляд на человеческое общество.

Главный герой фильма решает принять участие в социальном эксперименте - стать одним из обитателей многоэтажной башни, в которой все камеры соединены шахтой. В шахту раз в сутки опускается платформа с едой. Еды в теории должны хватать на всех. Более того, на ней найдется любимое блюдо каждого обитателя. Но верхние ярусы жрут от пуза, поэтому нижние этажи живут впроголодь. И поэтому на нижних ярусах можно встретить каннибализм, там люди кончают с собой не выдержав мучений, там царят насилие и самое мрачное отчаяние.

Временами обитатели меняются местами по совершенно случайному принципу. И те, кто страдал от голода в глубине этого инферно попадают на самые сытные верхние ярусы. Но, увы, это не делает их более внимательными к окружающим.

И вот после нескольких месяцев наблюдения за этим кошмаром, главный герой, уже успевший избежать опасности сам стать едой и понявший много о мире, который борется с голодом вокруг дыры с перемещающейся в ней платформой, решает со своим обретенным здесь другом установить свой порядок. Совершить, по сути, революцию. То есть установить справедливость - насильственными, конечно, методами.

Фильм довольно мрачный. Но если говорить о произведениях в которых игровые эксперименты становятся метафорами нашего общества, пожалуй, это самое яркий, но вместе с тем и самый спорный представитель данного направления.

"Куб", 1997 г.

Куб 1997 г.
Куб 1997 г.

Самый, пожалуй, известный фильм из нашего обзора. Своего рода классика: несколько человек неизвестным образом оказываются внутри Куба, разбитого на небольшие ячейки. Ячейки время от времени перемещаются. Между ними есть проходы. Необдуманно перемещаться между ячейками тоже смертельно опасно: неосторожное решение может привести к смерти. На то, чтобы понять, что каждый из собранных в Кубе людей попал сюда по какой-то причине и его знания и способности могу послужить спасению, на то, чтобы вычислить наконец-то алгоритм, ведущий к спасению, на то, чтобы реализовать этот алгоритм на практике - уходит слишком много времени и в живых в финале останется только один из участников этого жестокого эксперимента.

"Королевская битва", 2000 г.

Королевская битва 2000 г.
Королевская битва 2000 г.

Фильм, заложивший основы одноименного жанра: много игроков, ограниченная зона действий, каждый за себя и выживет только один. Еще одна особенность "Королевской битвы" в том, что игроки стали участниками происходящего в наказание. В фильме этого понять почти невозможно, поэтому выглядит странно, что неплохие, в общем-то, школьники оказались приговорены по сути к смерти, но в книге, послужившей основой для фильма чётка видно, что действие происходит в стране явно тоталитарной, по сути, фашистской, истребляющей всё, что недостаточно идеально для этого режима. Ну и кроме того, Королевская битва является не просто наказанием, но методом запугивания граждан, средством государственного террора. Но это, как уже было сказано, отчетливо видно только в книге.

Что до фильма, то это жестокий, местами сверхжестокий боевик, в котором школьники всеми допустимыми и недопустимыми способами уничтожают друг друга, теряя постепенно человеческий облик и в результате единственная выжившая девочка выглядит самым страшным чудовищем из всех, кого мы видели на экране.

Отчаяние, насилие, предательства, суициды - всё, что можно представить как детали этого кровавого паззла, будет вам показано с максимальной подробностью.

У "Королевской битвы", как и у "Куба" есть продолжение, но его не надо смотреть, точно как и продолжение "Куба", оба сиквела не смогли развить идеи, заложенные создателями оригинальных лент, а только повторили их более-менее удачно.

"Десятая жертва", 1965 г.

Десятая жертва 1965 г.
Десятая жертва 1965 г.

Самый ранний из фильмов нашего сегодняшнего обзора. Снятый в 1965 году по рассказу Роберта Шекли он стал классикой социальной кинофантастики.

Сюжет таков: чтобы дать обитателям счастливого будущего возможность реализовать свои темные атавистические инстинкты, правительство разрешает игру, в которой ты попеременно становишься то жертвой, то охотником. Жертва должна суметь вычислить своего охотника и суметь спастись, охотник должен вычислить свою жертву и убить её. Поскольку игра идет прямо среди повседневной жизни обычных граждан, случайные и ошибочные убийства строго караются.

Герой фильма вплотную к победе - к убийству десятой, финальной жертвы. Это последняя его охота, которая принесет ему славу. Но, как вы сами понимаете, всё будет складываться довольно проблематично.

В фильме играет Марчело Мастрояни, фильм вобрал в себя все находки визуального футуризма шестидесятых, так что для киноэстетов просмотр строго обязателен. Кстати, для тех, кто хочет разбираться в классической кинофантастике и иметь право ругать сегодняшних киноделов - тоже.

"Бегущий человек", 1987 г.

Бегущий человек 1987 г.
Бегущий человек 1987 г.

Фильм, еще в 1987 предугадавший многие тенденции. Ну и к тому же там играет Арнольд Шварценеггер. Ну и вообще, это типичная для 80-х фантастическая лента, в которой собрались все достоинства и все недостатки той киноэпохи.

Главный герой поневоле становится героем реалити-шоу, в которой приговоренные к смерти преступники сражаются за свою жизнь, пытаясь выиграть помилование. Рейтинги отдельных участников тоже имеют значение, поэтому надо думать и о них. Но если играть по правилам, то шансов на победу нет, особенно, если продюсеры игры заранее решили твою судьбу. Значит надо плюнуть на правила, что герой и делает.

Сегодня фильм выглядит несколько даже примитивным, но, учитывая, что "Голодные игры" и "Бегущий в лабиринте" снимались под его влиянием, есть повод отнестись к этой работе с уважением.

Ну и другие

"Бегущего в лабиринте" и те же "Голодные игры" мы помянули, хотя разбирать их не очень-то интересно: слишком поверхностно, слишком натянуто, слишком пафосно, чтобы всерьез относиться к этим лентам как к чему-то значительно. Но может быть мы упустили из виду что-то, что могло бы дополнить наш обзор. Напишите нам на страничке во ВКонтакте о том, что можно было бы дополнить в нашем обзоре. Если вы сможете предложить что-то достаточно интересное, то мы даже дадим на вас ссылку в этой статье. Ну, если вы хотите, конечно.

Еще по теме 'Интересная Фантастика'

Конечно, мы в подробностях рассмотрели трейлер четвертой части Матрицы и постарались понять - что расскажет нам новый фильм легендарной франшизы
Семейная комедия оказывается не так легковесна, если знать те вопросы, которыми всерьез заняты современные ученые
Кажется, пятый Чужой нам не светит. Говорят, он уйдет на ТВ и стриминги. Но это не точно.