Поколение Вояджер, кадр из фильма

«Поколение Вояджер»: всё уже было

Фильм «Поколение Вояджер» (Voyagers) создан Нилом Бёргером, известным нам по лентам «Иллюзионист» (2005), «Области тьмы» (2011) и «Дивергент» (2014). Каждый из них можно описать одним и тем же способом — крепкая, мастерская работы, не ставшая, впрочем, популярной. За исключением, может быть «Дивергента», закрывшего тему подросткового постапа, отработанную до него «Голодными играми» и «Бегущим в лабиринте», фильмы Нила Бёргера становились картинами на один раз, поскольку в основе их лежала какая-то довольно успешная фантастическая идея, к которой автор ровно ничего не прибавлял, а потому при просмотре каждого из фильмов складывалось ощущение, что я где-то такое уже видел, или читал, или, по крайней мере, слышал о таком же сюжете.

Поколение Вояджер, кадр из фильма
Поколение Вояджер, кадр из фильма

Что касается «Поколения Вояджер», то тут и смотреть не надо — все компоненты этой истории нам хорошо и уж без малого сто лет как знакомы.

Итак, о чём в фильме речь? Действие происходит на так называемом «корабле поколений». Это не собственное имя корабля, это тип фантастических межзвёздных кораблей, которые отправляются с Земли к далёким планетам и проводят в путешествии сотни, а иногда тысячи лет. Поскольку даже анабиоз в таких путешествиях по мысли фантастов не спасёт экипаж, то обитатели корабля живут своей нормальной жизнью, производя потомство — поколение за поколением. И когда-то одно из них наконец-то пребудет к цели.

Вы сами можете назвать, наверное десятки описаний такого путешествия. Самое, пожалуй, первое и одно из самых ранних произведений на эту тему — «Пасынки Вселенной» Хайнлайна, опубликованные в виде двух повестей аж в 1941 году. А были еще «Без остановки» Брайана Олдисса, «Звёздная бабочка» Бернара Вербера, «Пленённая Вселенная» Гарри Гаррисона, «Рама» Артура Кларка. Ох, да десятки этих звездных ковчегов бороздили просторы Галактики. В какой-то момент их было описано так много, что Станислав Лем написал пародию на эту тему, вошедшую в «Звездные дневники Йона Тихого». У нас на эту тему отписался, кстати, Борис Лапин, его повесть называлась «Первый шаг».

Ну и вот теперь Нил Бёргер решил добавить свой Вояджер в эту флотилию «кораблей поколений». Его экспедиция, как водится, летит к далекой планете, но не просто так её исследовать, а, как это стало модно в последние годы, с тем чтобы основать новую цивилизацию взамен той, что погибнет на Земле, поскольку на родной планете — экологический кризис и всё такое вот.

Поколение Вояджер, кадр из фильма
Поколение Вояджер, кадр из фильма

Но это только одна половина истории. Вторая позаимствована Нилом Бёргером из легендарного «Повелителя мух» Уильяма Голдинга. Если кто забыл, про что этот нобелевский роман, то он про группу подростков, оказавшихся без взрослых на необитаемом острове. Очень быстро ребята выстраивают что-то подобное первобытному иерархическому обществу, придумывают собственную примитивную религию и совершают первое убийство, а потом — второе. Роман в целом о том, что примитивные инстинкты спят в нас под тонким покровом цивилизации и мы готовы вернуться к первобытному обществу, стоит только немного ослабнуть крепкой хватке законов и правил. При всей сомнительности подобных представлений роман стал классическим для Англии и Америки.

Поколение Вояджер, кадр из фильма
Поколение Вояджер, кадр из фильма

Вот его то и использует Бёргер как вторую компоненту своего фильма: его путешественники по Вселенной постоянно употребляют некий раствор, который они называют «синий». Им он преподносится в качестве витаминной добавки, но на поверку оказывается седативным средством, подавляющим эмоции (вспоминаем «Эквилибриум»). Двое друзей — Кристофер и Зак — обнаружив ют это свойство «синего», перестают принимать препарат, начинают видеть мир в новом свете и вскоре подбивают других участников экспедиции к тому же самому. Подростки, впервые столкнувшись с сильными эмоциями (а их готовили к полету на протяжении всей жизни), оказываются не в состоянии с ними справится и на корабле начинается «праздник непослушания».
К этому сюжету есть несколько вопросов: во-первых, а зачем надо было подавлять эмоции подростков с использованием химических препаратов? Вы знаете, если у вас есть возможность воспитывать ребенка с раннего возраста, то приучить его к дисциплине, в том числе и к самодисциплине — не такая уж сложная задача. Можете поинтересоваться у офицеров из Нахимовского или Суворовского училища — они вполне готовы поделиться секретами военной педагогики. Во-вторых, что, подростки, которых готовили как интеллектуалов, способных противостоять вызовам космоса, не в состоянии понять, каковы будут последствия у их бунта, в первую очередь для них самих? И самое главное — если дети всю жизнь сидели на седативных препаратах, после отказа от них, что никаких физиологических и психологических последствий не будет? То есть вообще никаких, всё нормально?

Поколение Вояджер, кадр из фильма
Поколение Вояджер, кадр из фильма

В результате мы скорее всего получим еще одно добротное, но отнюдь не прорывное произведение Нила Бёргера. Что ж, в наши дни, когда многие из долгожданных фильмов придерживаются на полках ради того, чтобы выпустить их в более удачный период, и это неплохо.

Не забудьте подписаться на наш Телеграм-канал — там мы выкладываем не только анонсы свежих статей, но и материалы, которые невозможно опубликовать на сайте и в соцсетях. Ну, вы поняли! 😉

https://t.me/sftoday
https://t.me/sftoday
Поделиться ссылкой: