"Довод", 2020

«Довод» в пользу угасания Голливуда

После того, как стихает ураган эмоций, порожденных «Доводом», его визуальностью и роскошными спецэффетками, после радости разрешения первых загадок, щедро разбросанных Ноланом по полотну фильма, волей-неволей начинаешь анализировать сюжет и его самые крупные составляющие. И постепенно, разбирая деталь за деталью, приходишь к выводу, что впечатление о «Доводе» как о новаторской ленте — ошибочно.

довод, нолан, фильм
«Довод», фото со съемочной площадки


В самом деле, что предложил нам «Довод» Кристофера Нолана, если рассматривать его не как уникальное кинополотно (чего он, вне всякого сомнения, заслуживает), а как фантастическую историю? Перемещения во времени? Да, они решены достаточно оригинальным способом и обставлены большим количеством впечатляющих деталей, но, братцы мои, говорить об этом после «Машины времени», «Назад в будущее» и «Лупера» (а так же еще десятка фильмов, которые удачно раскрывают эту же тему и сотен фильмов, делающих это неудачно) право же, даже не смешно.
У нас опять же присутствует русский олигарх, замышляющий недоброе. С 1995 года, когда бондиана сделала резкий поворот, вызванный распадом СССР и впервые в блокбастеры шагнула «русская мафия», замененная позже на «русских олигархов», ставших главными злом на планете (ну, раз уж китайцы и корейцы с этим не справляются) прошло, обратим внимание, четверть века. И что, идеи конца прошлого столетия даже обновить не надо — они свежи как в первый день? Тема, казалось, была закрыта Робби Уильямсом, который похоронил миф в песне «Party Like A Russian». Но нет, Нолан взялся за старое.

Лучше бы уж русского играл Уильямс. Честное слово, получилось бы интереснее.

Что имеем еще? Красавица в плену у дракона нуждается в спасении? Вечная не взрывающаяся бомба с таймером, отсчитывающим время до начала Армагеддона? «Начало отличной дружбы» — фраза, отсылающая к «Касабланке» 1942 года, ставшей образцовой историей о войне, любви, шпионаже и дружбе?

довод, нолан, фильм
«Мне кажется это начало прекрасной дружбы» — тот самый кадр из «Ксабланки»


Что из этого мы не видели уже десятки и сотни раз?
Да, Кристофер Нолан использует эти штампы на высшем уровне мастерства. Но мы-то ждали прорыва. Нам нужен был новый дискурс. Открытие нового горизонта. А получили мы умелую аранжировку старых мотивов.

Все это сказывается и на финансовом результате.
За две недели проката «Довод» набирает меньше 30 миллионов в США, что катастрофически мало. Да, он при этом показывает хороший результат по миру. Но, — может быть это вас удивит — Голливуд меряет успех американскими сборами. Общая масса денег — это прекрасно, это замечательно. Но успех для американского режиссера может быть только успехом дома. И в этом плане «Довод» становится провалом.

Результаты показа «Довода» для киноиндустрии США стали чем-то вроде долгого воя сирены в ночи — беда близко, она никуда не ушла, спасайтесь!

Следующей большой премьерой должна была стать «Черная вдова», запланированная на 6 ноября. Сейчас по её поводу идут разговоры: можно перенести показ на 2021 (эксперты говорят, что это наиболее вероятно), можно откатать ленту на стриминговой платформе («Мулан» принесла Disney+ 270 миллионов в первые два уик-энда) или запустить фильм как обещано. Посмотрим, что будет решено — возможно, остальные проивзодители последуют этим же путем.

Впрочем, многие уже свой выбор сделали: «Чудо-женщина 1984» перенесена с октября на Рождество, «Кэндимен» выйдет только в следующем году, ну и так далее.

Так что критики на множестве сайтов, вдохновленные первым впечатлением и надеждами на возвращение кино на большие экраны, конечно, напишут о «Доводе» множество восторженных решений. Конечно, фанаты (и мы в том числе, что уж!) будут разбирать произведение Кристофера Нолана по косточкам, разыскивая новые загадки и парадоксы. Но прорывом в новую эпоху «Довод» не стал. Скорее, он стал свидетельством угасания Голливуда, которому нечего больше предложить зрителю — ни домашнему, ни в других странах. Огромная эпоха, замешанная на спецэффектах, эгоизме, деньгах и мифе о «родине свободных», кажется заканчивается. Наступает какая-то другая. Значит у нас теперь новая игра — угадывать черты грядущего киновека. Хотя бы в этом нам повезло.

Поделиться ссылкой:

2 комментария

  1. Если в фильме нет ничего нового, то он всё равно может быть шедевром и прорывом. Вот что нового было в Матрице — ничего, всё это и идеи и конфликты и даже виды съёмок и спецэффектов мы видели раньше. В той же Нирване например. Но Матрица останется вехой в киноиндустрии. Довод скорее всего нет, к сожалению.

    1. Ну, при том, что философские идеи, реализованные в «Матрице», были известны достаточно давно, в кинематограф их впервые все-таки затащили Вачовски. Ну и визуальность все-таки они обновили. Хотя технологии уже к тому моменту существовали, все-таки модными они стали благодаря Матрице.

Добавить комментарий