Американский след советской кинофантастики

Мы привыкли к тому, что в последние десятилетия отечественное кино выстраивается вслед за Голливудом, копируя сюжетные ходы, приёмы и целые нарративы: недавно прошедший по экранам «Майор Гром» снят с явным желанием повторить американский супергеройский киноэпос; настойчиво рекламируемый Яндексом «Пищеблок» эксплуатирует детские «страшные истории» советской эпохи и образы «Очень странных дел», правда, авторам «Пищеблока» не хватает денег вкуса и понимания, где американцы берут свои идеи, но это уже отдельная история. И такое положение дел кажется нам уже почти естественным.

Но всегда ли так было?

Оказывается, нет — когда-то американцы заимствовали идеи из советских фантастических кинофильмов. И даже заимствовали сами кинофильмы. Некоторые из них мы сегодня вспомним.

Планета бурь, 1961 г.

Фильм "Планета Бурь", 1961 г.
Фильм "Планета Бурь", 1961 г.

Пожалуй, самая значительная лента классика советской кинофантастики — Павла Клушанцева. Его фильмы привели в кинематограф Боба Скотака, автора части спецэффектов второго, самого лучшего Терминатора и получившего Оскар за ядерный взрыв, который мы видим в самом начале этого фильма. Кроме того, Клушанцев был автором множества кинотрюков, некоторые из которых так и не были реализованы. Но многое Клушанцев всё же успел. И главное его произведение — это экранизация романа Александра Казанцева «Плавнета бурь»: совместная советско-американская экспедиция отправляется на Венеру, где встречает жизнь, очень похожую на раннюю молодость Земли — с птеродактилями и бронтозаврами, а кроме того — с намеком на разумную жизнь, которую мы не видим, но нам дают понять, что она есть. Робот, которого в этом фильме привозит с собой американский участник экспедиции, кстати, долгое время считался одним из самых убедительных примеров такого рода техники на экране.

На американцев этот фильм произвел настолько сильное впечатление, что они, перемонтировав его, выпустили на экраны аж с двумя разными названиями: «Путешествие на доисторическую планету», в котором «Планета бурь» лишилась всей советской символики, а так же упоминания советских актеров, которые в титрах были названы вымышленными именами; а так же «Планета» вышла под названием «Приключения на планете диких женщин», из которого было изъято гораздо больше эпизодов, а чтобы восполнить хронометраж, были досняты совершенно бессмысленные эпизоды в которых невразумительные барышни блуждали под музыку по берегу океана.

Мечте навстречу, 1963 г.

Мечте навстречу, 1963 г.
Мечте навстречу, 1963 г.

Чистой воды советская утопия: на далекой планете Центурия тамошняя цивилизация принимает сигналы с Земли и отправляет к нам корабль. Человечество готовится принимать гостей, но чужой корабль терпит по дороге крушение, так что землянам приходится спасать посланцев братской цивилизации.

В фильме показана целая панорама освоения людьми космоса, быть может это самый масштабный советский фантастический фильм на тему космической экспансии. Кроме того, это был кинодебют Эдуарда Артемьева, одного из самых успешных отечественных композиторов, экспериментировавших с электронными инструментами.

Американцы заметили этот фильм, купили его, перемонтировали с использованием снятых самостоятельно сцен и выпустили на экраны под называнием «Кровавая королева». В этой версии история дружественного контакта двух цивилизаций была заменена космическим хоррором, в котором земляне столкнулись с вампирами из тёмных глубин Вселенной. В перемонтаже фильма участвовал Фрэнсис Форд Коппола, тогда ещё студент киношколы.

Небо зовёт, 1959 г.

Небо зовёт, 1959 г.
Небо зовёт, 1959 г.

Самый старый и, может быть, самый пропагандистский из всех фильмов нашей подборки. История простая: США и СССР готовят экспедиции к Марсу и ради победы в этой гонке американцы запускают свой корабль раньше расчетного срока и без необходимой поддержке. Естественно, этот безрассудный поступок оборачивается угрозой гибели экипажа. Советским космонавтам вместо того, чтобы достичь Марса приходится спасать неразумных американских смельчаков. Опасности, гибель второстепенных героев, но в финале очень отчётливо звучит мысль о том, что лучше бы нам не соревноваться, но сотрудничать.

В американском прокате эта лента появилась под названием «Битва вдали от Солнца» и она, конечно, о том, как США и СССР сражаются в космическом пространстве.

Что делало советские фильмы привлекательными для таких вот «ремейков»? Это покажется странным, но — качество съемок и удивительные для своего времени спецэффекты. Каждая из этих лент была масштабной историей космических путешествий, в которых неожиданные сюжетные повороты совмещались с очень эффектными кадрами: роботы, действующие вулканы, песчаные бури на Марсе, динозавры, инопланетные и земные города с грандиозной архитектурой — всё это завораживало и поражало. Ну и ещё отличные актёры. И музыка. И многое, что ещё.

Возможно ли, чтобы отечественный кинематограф снова стал одним из лидеров мировой кинофантастики? Да, конечно. Для этого, правда, надо выбраться из-под вороха Голливудских штампов, от которых устал уже и сам Голливуд и начать делать что-то оригинальное. Делов-то.

Еще по теме «Советская Фантастика»

Эта публикация будет своеобразным оглавлением для серии статей, посвященных истории советской кинофантастике